«Общества с безграничной ответственностью».
01.09.2017 вступает в силу итоговый блок поправок в Закон о банкротстве, усиливающий субсидиарную ответственность контролирующих должника лиц.
Ранее, с 01.07.2017 были существенно изменены правила и основания привлечения руководителей и учредителей должника к субсидиарной ответственности в деле о банкротстве. Регулирующая данный вопрос ст. 10 Закона о банкротстве утратила силу, а Закон был дополнен Главой III.2 «Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве».
В новой главе подробно были прописаны критерии установления контролирующих должника лиц (ими могут быть признаны, в том числе, главный бухгалтер, финансовый директор и иные определяющие деятельность компании лица), основания и порядок привлечения их субсидиарной ответственности, размер такой ответственности и порядок ее взыскания. В Законе также установлено, что лицо, привлекаемое к ответственности, может быть от нее освобождено, если докажет, что осуществляло свои функции номинально, а также поможет установить фактически контролировавшее должника лицо, и (или) поспособствует обнаружению сокрытого имущества.
Заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности подлежали рассмотрению в деле о банкротстве должника. Это означало, что после завершения процедуры никакие требования к виновным в банкротстве лицам предъявлены быть не могли.
С 01.09.2017 вступили в силу поправки устанавливающие, что контролирующие должника лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности по его долгам не только в рамках дела о банкротстве, но и в течение трех лет после его завершения.
Такое правило будет применяется к должникам, процедура банкротства которых была завершена после 01.09.2017, а также в случае вынесения арбитражным судом после 01.09.2017 определения о прекращении производства по делу о банкротстве в связи с недостаточностью у должника имущества для финансирования расходов по делу о банкротстве или .
Заявление о привлечении к ответственности будет рассматривать суд, в производстве которого находилось дело о банкротстве. Одновременно с принятием заявления к производству суд может наложить арест на имущество лица, привлекаемого к ответственности. Сведения о подаче заявления, о лице, привлекаемом к ответственности, размере требований и о судебных актах, вынесенных по результатам его рассмотрения, подлежат включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.
Таким образом, по новым правилам даже завершившееся банкротство компании не будет означать освобождение контролирующих ее лиц от возможных негативных последствий, связанных с банкротством. Долги компании, при наличии на то оснований, могут быть переложены на любого, кто причастен к их возникновению или получил от этого выгоду.
Вступившие в силу поправки существенно увеличивают шансы кредиторов получить свои деньги с конечных бенефициаров фирмы-банкрота. Для последних же новшества не сулят ничего хорошего.
01 сентября 2017